Нынешний сезон в бундеслиге, несомненно, войдет в историю. И дело не в том, что чемпионом стала «Бавария», выигравшая чемпионат в пятый раз подряд и тем самым установившая новый рекорд, хотя и это событие, бесспорно, заслуживает внимания.
Дело в команде со странным названием «РБ Лейпциг», которая едва выйдя в бундеслигу, с ходу заняла там второе место.
Футбольный клуб «РБ Лейпциг»
История клуба
Новоиспеченного вице-чемпиона Германии не нужно путать с футбольным клубом «Лейпциг», который был образован в 1893 году и прекратил свое существование вскоре после окончания Второй мировой войны. В 1991 году клуб был возрожден, но вновь канул в лету в 2004 году, возможно, уже окончательно.
Так вот к этой команде нынешней «РБ Лейпциг» не имеет никакого отношения, как и к лейпцигскому «Локомотиву», который ныне мирно существует в четвертом дивизионе немецкого футбола.
Новый клуб был создан в 2009 году, в сезоне 2012-2013 занял первое место в четвертой бундеслиге, а год спустя – в третьей. Лишь вторая бундеслига не покорилась новому клубу с ходу – в первый сезон в ней «РБ Лейпциг» стал лишь пятым, и в бундеслигу попал только со второй попытки.
И вот в этой грозной бундеслиге молодой клуб с ходу занимает второе место, опередив даже дортмундскую «Боруссию». Так что же это за фрукт и с чем его едят?
Футбольная империя «Ред Булл»
Германская компания – производитель энергетических напитков «Red Bull GmbH» известна своей деятельностью в мире спорта, и футбола в том числе. До 2009 году компания владела футбольными клубами в австрийском Зальцбурге, Нью-Йорке, Бразилии и Гане, а затем решила зайти и в Германию.
Немецкий вариант «Ред Булла», как и бразильский был создан с нуля, тогда как в Австрии и США компания купила «Аустрию» и «МетроСтарз», а «Ред Булл Гана» был создан на базе футбольной школы.
Фраза «создан с нуля» использована в буквальном смысле, ведь «Ред Булл» просто купил лицензию «Маркранштедт» из пригорода Лейпцига, дал ей новое имя и перевез на новый стадион, который так и называется – «Ред Булл Арена».
А вот выражение «купил команду» здесь используется уже в переносном смысле, поскольку по немецкому футбольному законодательству минимум 51% процент акций любого клуба должен принадлежать Немецкому футбольному союзу. Так что компания формально не является владельцем клуба, владея лишь 49% акций.
По этой же причине нельзя назвать команду «Ред Булл» или «Ред Булл Лейпциг» — немецкие законы запрещают использование названий спонсоров в клубных именах. Поэтому менеджмент «Ред Булла» вынужден был пойти на хитрость – буквы «РБ» в названии клуба, конечно же, у всех ассоциируются с названием компании, но на самом деле расшифровываются как «RasenBallsport», то есть что-то, связанное со спортивными мячами, более точного перевода я, к сожалению, не нашел.
А уж с эмблемой и клубными цветами «Ред Булл» и вовсе не заморачивался – они напрямую связаны с символикой и цветами компании.
Стратегия развития команды
Как я уже говорил выше, команда совершила стремительный взлет, за семь лет пройдя путь от региональной лиги (четвертый дивизион) до Лиги чемпионов и на этом останавливаться не собирается.
У клуба есть деньги, но они не разбрасываются налево и направо, идет планомерное развитие команды согласно заранее выбранной продуманной стратегии.
Тренирует клуб далеко не звездный специалист, однако у 49-летнего австрийца Ральфа Хазенхюттля был опыт выхода в бундеслигу и последующего в ней закрепления с «Ингольштадтом». Голова этого тренера полна идей, и он не боится их реализовывать.
По этому же принципу комплектовался и состав команды – вместо бездумной скупки звезд подбирались молодые таланты, голодные до побед. Посмотрите на список футболистов «РБ Лейпциг» — только два человека: защитник Марвин Комппер и запасной голкипер Фабио Колторти перешагнули 30-летний рубеж.
Наби Кейта 22 года, Тимо Вернеру – 21, а за этими парнями летом будут гоняться многие европейские гранды. Чуть менее ярко себя проявили Юсуф Поульсен (22 года), Диего Демме (25), Марсель Сабитцер (23). А защитникам Дайоту Упамечано и Лукасу Клостерманну – 18 и 20 лет соответственно!
Так что ближайшей задачей будет сохранение нынешних игроков. В принципе, задача вполне выполнимая, учитывая, опять же наличие в клубе денег, а так же фактора Лиги чемпионов. К тому же по игрокам «Лейпцига» видно, что этим молодым ребятам интересно играть и побеждать вместе.
Так что думаю, что «РБ Лейпциг» — это всерьез и надолго.
Критика
Опять же ни для кого не секрет, что «Ред Булл» не любят как в Германии так и за его пределами. Что в нем плохого? То, что бундеслига получила сильную команду, а жители Лейпцига – возможность увидеть у себя лучшие команды Германии и вскоре и Лигу чемпионов?
Понятно, что дело связано с деньгами, но и «Бавария» далеко не бедный клуб, а ее метод переманивания лучших игроков конкурентов и вовсе вызывает сомнения с точки зрения вопроса чистоты конкурентной борьбы.
«Скороспелость» выскочки, быстро добившегося успеха? Но в последнее время примеров, когда большие деньги резко делают посредственность ведущей командой далеко не редкость – «Челси», «Манчестер Сити», «Зенит», «Пари-Сен-Жермен». Правда, в этих случаях покупался готовый клуб с именем и историей, а «Лейпциг», как я говорил выше, был создан нуля.
Скорее, здесь имеет место совокупность всех перечисленных факторов, помноженной на отсутствие у клуба своей истории и армии болельщиков.
Что ж, я тоже не в восторге от того, что в футболе многое, если не все, стало зависеть от денег. Но времена, когда можно было просто собрать талантливых ребят, и создать из них конкурентоспособную команду, уже ушли в прошлое и боюсь, что безвозвратно.
А потому наблюдаем далее за проектом «РБ Лейпциг». Ведь это действительно безумно интересно.